93180595 Том 61. № 3 2022
61 Том 61. № 3 2022

«Научные труды Дальрыбвтуза». Том 61. №3. 2022 –  скачать выпуск журнала одним файлом


БИОТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ


Научная статья
УДК 543.252

Антиоксидантная активность как маркер идентификации вин

Алексей Валерьевич Тарасов1, Наталия Валерьевна Заворохина2
1 Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург,  Россия
И.о. директора Научно-инновационного центра сенсорных технологий, SPIN-код: 2615-4939, AuthorID: 881294, Scopus AuthorID: 57195264272, http://orcid.org/0000-0001-7642-6532
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

2 Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург,  Россия
доктор технических наук, профессор, SPIN-код: 5442-4264, AuthorID: 525546, Scopus AuthorID: 57190430444, http://orcid.org/0000-0002-5360-5594
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация. Посвящена исследованию качества красных сухих вин различных терруаров. Изучены органолептические показатели вин, в том числе дескрипторный профиль, и физико-химические показатели вин, в том числе антиоксидантная активность (АОА). На основании результатов корреляционного анализа предложено использовать АОА в качестве одного из маркеров идентификации вин.

Ключевые слова:  антиоксидантная активность, маркер, идентификация, вино, качество

Скачать статью.

© Тарасов А.В., Заворохина Н.В., 2022
Для цитирования:  Тарасов А.В., Заворохина Н.В. Антиоксидантная активность как маркер идентификации вин // Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т. 61, № 3. С. 6–12.
Статья поступила в редакцию 09.09.2022; одобрена после рецензирования 16.09.2022; принята к публикации 10.10.2022.


ПИЩЕВЫЕ СИСТЕМЫ


Обзорная статья
УДК 664:004

Применение технологии блокчейн в целях обеспечения прослеживаемости пищевой продукции: текущее состояние и перспективы

Егор Геннадьевич Тимчук
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Владивосток, Россия
Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры управления техническими системами, SPIN-код: 8836-6556, AuthorID: 987987, http://orcid.org/0000-0003-2473-2081, e-mail: , Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация. Технология блокчейн – это технология распределенного реестра, ожидается, что она столкнется с некоторыми трудностями и проблемами в различных отраслях из-за ее прозрачности, децентрализации, защиты от несанкционированного доступа и безопасности шифрования. В последние годы в связи с экономическим развитием прослеживаемости пищевых продуктов уделяется все большее внимание. Основываясь на систематическом критическом анализе литературы, причинах проблем обеспечения прослеживаемости пищевых продуктов и анализе современной технологии блокчейн, включая анализ опыта обеспечения прослеживаемости продукции в РФ и за рубежом, достоинства и недостатки, в этом обзоре было сформулировано текущее состояние применения технологии блокчейн в пищевой промышленности и предложены перспективы ее применения. Наконец, были проанализированы проблемы самой технологии блокчейн и трудности ее применения с целью обеспечения прослеживаемости пищевых продуктов.

Результаты исследования показали, что блокчейн является многообещающей технологией для обеспечения прослеживаемости пищевых продуктов.

Ключевые слова: технология блокчейн, пищевая промышленность, обеспечение прослеживаемости, текущее состояние, перспективы

Скачать статью.

© Тимчук Е.Г., 2022
Для цитирования:  Тимчук Е.Г. Применение технологии блокчейн в целях обеспечения прослеживаемости пищевой продукции: текущее состояние и перспективы // Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т. 61, № 3. С. 13–20.
Статья поступила в редакцию 25.08.2022; одобрена после рецензирования 07.10.2022; принята к публикации 10.10.2022.


Обзорная статья
УДК 664:004.89

Применение искусственного интеллекта в пищевой промышленности

Егор Геннадьевич Тимчук
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Владивосток, Россия
Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры управления техническими системами, SPIN-код: 8836-6556, AuthorID: 987987, http://orcid.org/0000-0003-2473-2081, e-mail: , Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация. Искусственный интеллект за последние несколько десятилетий воплотил новейшие технологии в пищевой промышленности в связи с ростом спроса на продукты питания из-за увеличения населения мира. Возможность применения этих интеллектуальных систем в различных областях: определение качества пищевых продуктов, применение в инструментах контроля продукции, как инструмент классификации пищевых продуктов и прогнозирование – усиливает их спрос в пищевой промышленности.

Рассматриваются эти интеллектуальные системы в сравнении их преимуществ и ограничений. Сформулировано руководство для выбора наиболее подходящих методов для улучшения будущих разработок, связанных с искусственным интеллектом в пищевой промышленности. Кроме того, подчеркивается важность интеграции этих систем с другими устройствами, такими, как электронный нос, электронный язык, система компьютерного зрения. Это принесет пользу как участникам отрасли, так и потребителям.

Ключевые слова: искусственный интеллект, пищевая промышленность, инструменты, методы, преимущества, ограничения

Скачать статью.

© Тимчук Е.Г., 2022
Для цитирования:  Тимчук Е.Г. Применение искусственного интеллекта в пищевой промышленности // Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т. 61, № 3. С. 21–42.
Статья поступила в редакцию 16.08.2022; одобрена после рецензирования 10.10.2022; принята к публикации 12.10.2022.
 


Научная статья
УДК 66-963

Управление процессами нанесения защитных покрытий при изготовлении жестяной тары на производственной базе ООО «Большекаменская ЖБФ «Доброфлот»

Татьяна Ивановна Ткаченко1, Вера Ивановна Максимова2, Вячеслав Геннадьевич Юдин3
1, 2 Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Владивосток, Россия
3 ГК «Доброфлот», Артём, Россия
1 Кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой «Технологические машины и оборудование», SPIN-код: 5932-9472, AuthorID: 214372
; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2 Старший преподаватель кафедры «Технологические машины и оборудование»; e-mail:  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3 e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация. Рассматриваются проблемы, возникающие при нанесении защитных покрытий на белую жесть, а также возможные пути их решения. Проведен всесторонний анализ технологических процессов всех стадий производства жестяной тары, на основании которого осуществлена комплексная регулировка элементов и параметров сушильной установки.

Ключевые слова: жестяная тара, белая жесть, сушильная установка, лаковые покрытия, комплексная регулировка

Скачать статью.

© Ткаченко Т.И., Максимова В.И., Юдин В.Г., 2022
Для цитирования:  Ткаченко Т.И., Максимова В.И., Юдин В.Г. Управление процессами нанесения защитных покрытий при изготовлении жестяной тары на производственной базе ООО «Большекаменская ЖБФ «Доброфлот» // Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т. 61, № 3. С. 43–49.
Статья поступила в редакцию 21.09.2022; одобрена после рецензирования 23.09.2022; принята к публикации 06.10.2022.
 


РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО, АКВАКУЛЬТУРА И ПРОМЫШЛЕННОЕ РЫБОЛОВСТВО


Научная статья
УДК 639.3(075.8)

Выращивание хлореллы открытым способом для повышения продуктивности рыбоводных прудов

Елена Николаевна Гинатуллина1, Камол Сабирович Туйчиев2, Эльмаз Хакимжановна Рахимджанова3
1, 2,3 НИИ рыбоводства, Ташкентская область, Янгиюльский район, Узбекистан
1  Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, зав. лабораторией «Рыбоводство в естественных водоемах», Scopus AuthorID: 56520274600
; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2 Свободный соискатель PhD, и.о. зав. лабораторией «Корма и кормление рыб»; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3  Лаборант лаборатории химического анализа, бакалавр Аграрного университета

Аннотация. Приведены результаты культивирования хлореллы в открытых фотобиореакторах для улучшения качества воды в рыбоводных прудах. Установлено, что только адаптированные к природным водам штаммы хлореллы можно использовать для массового культивирования хлореллы в открытых системах.

Ключевые слова:  Сhlorella, адаптированный штамм, массовое культивирование, открытые фотобиореакторы, плотность культуры

Благодарности:  авторы выражают благодарность за предоставление штамма Chlorella vulgaris сотруднику Бухарского государственного университета Эльбеку Джалолову, организатору коммерческого канала в Узбекистане Chlorella Excel Group.

Скачать статью.

© Гинатуллина Е.Н., Туйчиев К.С., Рахимджанова Э.Х., 2022
Для цитирования:  Гинатуллина Е.Н., Туйчиев К.С., Рахимджанова Э.Х. Выращивание хлореллы открытым способом для повышения продуктивности рыбоводных прудов // Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т. 61. № 3. С. 50–56.


СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ, УСТРОЙСТВА И СИСТЕМЫ, ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СУДОВОЖДЕНИЯ, ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СУДОВ


Научная статья
УДК 656.61.052+681.3

Тенденции развития безэкипажного (автономного) судовождения в России

Анастасия Вадимовна Гамс
Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, Владивосток, Россия
Аспирант, SPIN-код: 4704-4590, AuthorID: 1124064; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация. В последние годы идет стремительное развитие безэкипажного судовождения. В российском научном сообществе эта тема обсуждается все чаще. Академия водного транспорта Российского университета транспорта анонсировала стратегический проект № 3 на тему «Электронная навигация и беспилотное (автономное) судовождение», срок реализации которого 2021–2030 гг. Данная статья посвящена подробному рассмотрению проекта, его цели и актуальности, планируемых задач, а также побочных процессов, реализуемых в рамках проекта. Рассматриваются все программы различных ступеней образования: среднего специального образования, дополнительных профессиональных программ и высшего образования. В рамках проекта планируется открытие образовательных программ по судовождению и эксплуатации автономных судов, эксплуатации судовых энергетических установок автономных судов, эксплуатации систем автоматики автономных судов, управлению автономным флотом, проектированию береговой транспортной инфраструктуры для автономного флота, проектированию автономных / малоэкипажных судов, управлению автономным маломерным судном, судовыми системами автоматического управления и т.д. В работе использованы достоверные источники информации, включая сведения, взятые с официального сайта Российского университета транспорта.

Ключевые слова: судовождение, развитие российского судоходства, информационные технологии, автономное судно, современные технологии, безэкипажное судно, образование, электронная навигация, безопасность мореплавания, квалификация специалистов, мировое судоходство

Скачать статью.

© Гамс А.В., 2022
Для цитирования: Гамс А.В. Тенденции развития безэкипажного (автономного) судовождения в России // Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т. 61, № 3. С. 57–63.
Статья поступила в редакцию 31.08.2022; одобрена после рецензирования 26.09.2022; принята к публикации 05.10.2022.


Научная статья
УДК 656.085

Человеческий фактор как одна из основных причин аварийности

Виталий Витальевич Ганнесен1, Екатерина Евгеньевна Соловьёва2
1,2 Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Владивосток, Россия
1 Доцент, доцент кафедры судовождения, SPIN-код: 8351-9640, AuthorID: 812731e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2 Старший преподаватель кафедры судовождения, SPIN-код: 2621-0656, AuthorID: 1108787; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация. Безопасное и безаварийное судоходство – основная цель судоходной отрасли. Для достижения этой цели необходим анализ предыдущих морских аварий.  Это означает поиск причин несчастных случаев, принятие эффективных корректирующих мер, которые могут помочь уменьшить количество таких нежелательных событий в будущем и повысить безопасность судоходства. Поскольку широко признано, что человеческий фактор является причиной 80–85 % всех морских аварий, исследования были сосредоточены на анализе человеческого фактора в морских авариях.

Ключевые слова:  безопасность мореплавания, аварийный случай, столкновение, человеческий фактор

Скачать статью.

© Ганнесен В.В., Соловьёва Е.Е., 2022
Для цитирования: Ганнесен В.В., Соловьёва Е.Е. Человеческий фактор как одна из основных причин аварийности // Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т. 61, № 3. С. 64–69.
Статья поступила в редакцию 03.10.2022; одобрена после рецензирования 05.10.2022; принята к публикации 07.10.2022.


Научная статья
УДК 656.085

Аварийность морских судов и методология поиска причинно-следственных связей, приведших к аварии

Виталий Витальевич Ганнесен1, Екатерина Евгеньевна Соловьёва2
1,2 Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Владивосток, Россия
1 Доцент, доцент кафедры судовождения, SPIN-код: 8351-9640, AuthorID: 812731e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2 Старший преподаватель кафедры судовождения, SPIN-код: 2621-0656, AuthorID: 1108787; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация. Морские аварии вызывают огромную озабоченность во всем мире особенно из-за их воздействия на окружающую среду. Рассматриваются основные виды аварий на судне. Приводится мировая статистика потерь судов по их типам и по причинам гибели. Акцентируется внимание на технических аварийных ситуациях. Рассматривается вариант развития причинно-следственных связей, повлекших за собой аварийную ситуацию, на примере возникновения судовых пожаров.

Ключевые слова:  аварийный случай, инцидент, безопасность мореплавания, статистический анализ, человеческий фактор

Скачать статью.

© Ганнесен В.В., Соловьёва Е.Е., 2022
Для цитирования: Ганнесен В.В., Соловьёва Е.Е. Аварийность морских судов и методология поиска причинно-следственных связей, приведших к аварии // Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т. 61, № 3. С. 70–76.
Статья поступила в редакцию 03.10.2022; одобрена после рецензирования 05.10.2022; принята к публикации 07.10.2022.


Научная статья
УДК 629.12

Риски получения повреждений корпуса судна при ведении промысла во льдах

Виталий Витальевич Ганнесен1, Екатерина Евгеньевна Соловьёва2
1,2 Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Владивосток, Россия
1 Доцент, доцент кафедры судовождения, SPIN-код: 8351-9640, AuthorID: 812731e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2 Старший преподаватель кафедры судовождения, SPIN-код: 2621-0656, AuthorID: 1108787; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация. Зимняя навигация – сложная, но обычная операция в морях Дальневосточного региона. Ведение промысла в замерзающих морях имеет специфическую проблему – риск получения повреждения корпуса от столкновения со льдом. При проектировании судов, плавающих в районах, покрытых льдом, ледовые нагрузки, вызванные взаимодействием судна со льдом, представляют собой доминирующий источник нагрузки. Спецификой промысловых судов является то, что в процессе эксплуатации может меняться посадка. И если изменение дифферента предусмотрено в требованиях установки верхней и нижней границ ледового пояса, то наличие крена не учитывается. В работе приводится характеристика ледового плавания, реакция корпуса судна на ледовые нагрузки, а также риск получения повреждений корпуса выше ледового пояса при осуществлении промысла. Приведены формулы, учитывающие величину угла динамического крена на циркуляции в зависимости от состояния остойчивости, радиуса кривизны траектории и скорости движения, позволяющие оценить риск получения повреждений корпуса выше «ледового пояса».

Ключевые слова:  ледовая прочность, лед, ледовый класс, ледовая нагрузка, проблема ледового плавания прочность корпуса судна, промысловое судно, безопасность мореплавания

Скачать статью.

© Ганнесен В.В., Соловьёва Е.Е., 2022
Для цитирования: Ганнесен В.В., Соловьёва Е.Е. Риски получения повреждений корпуса судна при ведении промысла во льдах // Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т. 61,
№ 3. С. 77–86.
Статья поступила в редакцию 03.10.2022; одобрена после рецензирования 05.10.2022; принята к публикации 07.10.2022.


Научная статья
УДК 378

Применение междисциплинарного подхода в образовательной и научно-исследовательской деятельности на примере преподавания инженерных дисциплин курсантам судомеханических специальностей

Елена Владимировна Григорьева1, Сергей Владимирович Куличков2, Виктория Александровна Плоткина3
1,2,3 Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Владивосток, Россия
1 Кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой «Инженерные дисциплины», SPIN-код: 5698-7615, AuthorID: 654970e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2 Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Инженерные дисциплины», SPIN-код: 4578-5793, AuthorID: 994628; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3 Старший преподаватель кафедры «Инженерные дисциплины», SPIN-код: 3733-0447, AuthorID: 1106789e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация. Показаны направления исследований подготовки курсантов судомеханических специальностей с применением междисциплинарного подхода в рамках госбюджетной темы. Приводятся некоторые результаты образовательной и научно-исследовательской деятельности студентов и курсантов. Ставится вопрос о необходимости внедрения в образовательный процесс цифровых двойников.

Ключевые слова:  междисциплинарный подход, судовые энергетические установки, инженерные дисциплины

Скачать статью.

© Григорьева Е.В., Куличков С.В., Плоткина В.А., 2022
Для цитирования: Григорьева Е.В., Куличков С.В., Плоткина В.А. Применение междисциплинарного подхода в образовательной и научно-исследовательской деятельности на примере преподавания инженерных дисциплин курсантам судомеханических специальностей // Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т. 61, № 3. С. 87–92.
Статья поступила в редакцию 21.09.2022; одобрена после рецензирования 29.09.2022; принята к публикации 06.10.2022.


Научная статья
УДК 620.1

Моделирование поверхностей, способствующих снижению сопротивления

Виктория Александровна Плоткина
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Владивосток, Россия
Старший преподаватель кафедры «Инженерные дисциплины», SPIN-код: 3733-0447, AuthorID: 1106789e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация. Отмечено, что процесс моделирования новых твердых поверхностей, способствующих снижению сопротивления движению, важен. Наглядное представление вида и особенностей обтекающих поверхностей разными средами дают возможности компьютерной технологии. Рассматриваются современные аспекты моделирования в области аэрогидродинамических исследований.

Ключевые слова:  моделирование, ламинаризация, перфорированная поверхность, сопротивление, пограничный слой

Скачать статью.

© Плоткина В.А., 2022
Для цитирования: Плоткина В.А. Моделирование поверхностей, способствующих снижению сопротивления // Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т. 61, № 3. С. 93–101.
Статья поступила в редакцию 05.09.2022; одобрена после рецензирования 14.09.2022; принята к публикации 06.10.2022.

Для оптимальной работы сайта журнала и оптимизации его дизайна мы используем куки-файлы, а также сервис для сбора и статистического анализа данных о посещении Вами страниц сайта. Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование куки-файлов и указанного сервиса.